Типы клиентов психолога: кто чаще всего приходит и зачем

типы клиентов психолога

 

Практически в любой профессиональной сфере есть разные классификации людей, которые обращаются за услугой. В психологическом консультировании встречаются самые разнообразные клиенты. Отличается их поведение, стиль восприятия информации, реакция на то, что говорит специалист. При этом каждый считает, что его трудности уникальны. В этом многообразии можно увидеть некоторые закономерности, позволяющие выделить типы клиентов психолога.

Можно рассмотреть их с трех сторон:

  • по способу работы со своими сложностями;
  • по особенностям восприятия психических процессов и явлений;
  • по характеру запроса, который человек принес, а также истинным целям взаимодействия со специалистом.

Подавляющее большинство людей обращаются за консультацией по своему желанию. В некоторых случаях это происходит по направлению госорганов (опека, учебное учреждение, суд) или после настоятельных просьб родственников, друзей, знакомых.

На мой личный сайт психолога обычно попадают люди, желающие справиться с трудностями в профессиональной деятельности, страдающие из-за отсутствия взаимопонимания с партнером, детьми, родителями, мечтающие поменять свою жизнь или добиться поставленной цели, имеющие трудности с выражением эмоций. Некоторым требуется поддержка в кризисных ситуациях. Онлайн-сессия позволяет получить помощь в максимально комфортных и привычных условиях.

 

 

Типы клиентов психолога: кто чаще всего приходит и зачем

 

 

Безусловно, все люди уникальны, однако специалист может опираться на определенную типологию, чтобы иметь возможность грамотно выстроить взаимодействие с человеком и помочь ему добиться положительных результатов.

 

  1. «Визитеры»

Такие люди, хоть и предпринимают попытки обратиться за поддержкой и рекомендациями, не всегда хотят это получить. Часто у них нет конкретной проблемы, с которой нужно что-то делать:

  • они могут искать в консультанте просто друга и внимательного собеседника, который будет кивать и соглашаться;
  • хотят на кого-то слить раздражение и гнев;
  • приходят, потому что обратиться за помощью к психологу заставили члены семьи или друзья, а на самом деле мотивации к изменениям нет (их выдают короткие фразы, закрытые позы, отсутствующий взгляд);
  • записались на сессию из любопытства к процессу (иногда нарушают границы, перескакивают с темы на тему, задают много уточняющих вопросов);
  • пришли, чтобы получить заключение для работы/учебы.

При желании во время сессии терапевт может помочь выявить истинный запрос и вызвать интерес к работе над собой. В противном случае взаимодействие закончится после первой встречи.

 

  1. «Крепкие орешки»

Подобные клиенты получают удовольствие от общения с консультантом, однако требуют к себе повышенного внимания. Нередко они перебирают специалистов в поисках того самого, но всегда что-то оказывается не так. Это сопровождается размышлениями о том, что никто не способен помочь. Таким людям индивидуальная консультация психолога нужна в одном из трех случаев:

  • чтобы разобраться с глубинными детскими травмами;
  • продемонстрировать окружающим, что работают над собой;
  • подтвердить собственную значимость через обесценивание терапевта.

Конечно, опытные консультанты умеют правильно строить диалог с такими людьми, что приводит либо к расставанию, либо к плодотворному сотрудничеству.

 

  1. «Ходоки»

Такие виды клиентов психолога с большим удовольствием посещают сессии, но интересует их не результат, а процесс. Им нравится думать, что происходит внутренняя работа над собой, но на самом деле усилий прикладывается мало. Порой такое поведение маскирует глубокие проблемы. Если специалисту удается наладить контакт и выявить истинные трудности, результат будет ощутим.

 

  1. «Покупатели»

Это наиболее желанные и надежные клиенты, поскольку они точно знают, чего хотят, и готовы прикладывать для этого усилия. Консультация психолога по телефону или видео им нужна, чтобы действительно менять свою жизнь. Они готовы брать ответственность за свои действия и поступки. В таких случаях работа эффективна и занимает меньше времени.

 

  1. «Жалобщики»

Сюда можно отнести людей, которые хотят выговориться, посетовать на то, как вокруг все плохо, обязательно отыскать виноватых в этом. Они не стремятся что-то изменить, а просто находятся в поиске «свободных ушей», поскольку близкие и друзья уже отказываются это слушать. Консультирование здесь может быть эффективно только при изменении негативного отношения к жизни и мотивации что-то в ней поменять.

 

  1. Смешанный тип

В некоторых клиентах соединены все описанные выше виды. В данном случае терапевт может выявить тот, который преобладает больше всего, и отталкиваться от него.

 

Важно понимать, что профессиональная помощь психолога может быть эффективной только при готовности ее принять. Не бывает мгновенных улучшений и волшебных таблеток. Для внутренних изменений требуется время и упорство, однако результат позволит качественно улучшить жизнь и чувствовать себя более гармонично.

| |