Все чаще в трудных жизненных ситуациях люди обращаются за помощью психолога. Однако не все понимают, что именно входит в компетенцию этого специалиста, в чем он может быть полезен, а что может стать препятствием для консультирования. В данной статье расскажу о ситуациях, в которых консультант не сможет взять клиента в работу.
С какими запросами не работает психолог:
1. Прежде всего это манипулятивные запросы, направленные на изменение другого человека. Это может быть партнер, ребенок, родственник, коллега, друг, причем этот другой может даже не догадываться о происходящем. Звучать они могут так: «сделайте сына послушным», «пусть свекровь меня полюбит», «вправьте мужу мозги». А сам клиент при этом меняться не хочет. Таким манипулятивным способом клиент пытается снять ответственность с себя и сохранить свой образ «Я» идеальным, не признавая существующих проблем.
Психологическое консультирование может проводиться только с теми, кто хочет работать и готов это делать вместе со специалистом. Фокус должен быть направлен на то, что клиент хочет изменить в себе и для себя.
2. Второе место среди тех, с какими запросами не работает психолог, занимают нереалистичные. В данном случае речь идет о невыполнимых желаниях клиента вроде «хочу, чтобы все мужчины были от меня в восторге», «верните меня в детство», «всегда быть счастливым», «никогда не ощущать злости».
Обычно за этими нереалистичными просьбами клиента скрываются другие его стремления. Консультант может помочь переформулировать запрос и понять истинные цели обращения за помощью. Например, вместо «никогда не ощущать злости» вполне реалистичное желание «научиться справляться со своей злостью».
Сюда же можно отнести отдельных клиентов, которые ошибочно полагают, что достаточно написать на личный сайт психолога, и он поможет всего за одну встречу. Это невозможно. Проблему, которая сформировалась не за один год, невозможно решить за час работы. Безусловно, уже после первой встречи вы почувствуете облегчение и станете лучше понимать, как действовать дальше. Но для эффективного решения проблемы понадобится дальнейшее взаимодействие со специалистом.
3. Неопределенные запросы. В этом случае у клиента не получается сформулировать свои ожидания от консультации, непонятно, какой результат работы психолога ожидается. Он может много рассказывать о ситуациях, которые расстраивают его, о том, что чего-то в его жизни не хватает, но собрать эти разрозненные кусочки в целую логичную картинку не может. Никаких выводов не делает, а ждет от психолога, неосознанно перекладывая на него ответственность.
В данном случае специалист может задать уточняющие и наводящие вопросы, чтобы побудить клиента к структурированию информации и концентрации на своих желаниях. Получается либо конкретизировать запрос, либо прийти к выводу, что проблема надуманная или не требует психологической помощи.
Выше перечислены основные примеры того, с чем не работает психолог. Такие запросы принято называть неконструктивными. Если вашей проблемы в этом списке нет, смело обращайтесь, чтобы получить консультацию психолога онлайн (кликните, чтобы посмотреть, с какими конкретно запросами я принимаю). Чтобы записаться на консультацию, заполните форму.
СТАТЬЯ ПО ТЕМЕ: Как сформулировать запрос к психологу