Как формируется самооценка

Как формируется самооценка

 

Наличие уверенности в себе и здоровой самооценки составляет твердую внутреннюю опору личности человека. Благодаря этому мы можем понять, что способны преодолеть любые трудности, прислушиваться к своим желаниям и удовлетворять потребности, добиваться желаемого и отказываться, если что-то не нравится. К сожалению, не всем удается ощутить в себе эту опору или в какой-то момент она утрачивается.

Данная статья будет посвящена тому, от чего зависит самооценка и как происходит ее становление. Особое внимание уделим причинам, которые могут помешать приобретению уверенности в себе и внутренней опоры. Это важно знать, чтобы уметь объективно оценивать собственные ресурсы, компетенции и навыки, в дальнейшем используя их для достижения жизненных целей.

 

 

Как формируется самооценка

 

 

Становление уверенности в себе происходит в течение различных возрастных периодов. Наиболее важным из них считаются ранние детские годы, поскольку маленький человек именно в это время получает знания и строит суждения о мире, окружающих и самом себе. Не менее важно и влияние родителей ребенка (степень принятия малыша, стили воспитания, образованность, взаимодействие между собой).

Именно семья становится образцом для изучения правил и норм поведения. Малыш беспрекословно усваивает все родительские предписания, подражает значимым взрослым, чтобы получить их одобрение, сравнивает свое поведение с тем, как ведут себя родные.

От чего зависит самооценка в дошкольном возрасте.

Папа и мама в основном занимаются тем, что пытаются познакомить своего малыша с элементарными нормами поведения (скромностью, коммуникабельностью, чистоплотностью, вежливостью, корректностью и подобными). На данном этапе происходит образование шаблонов мышления и поведения, правил взаимодействия с окружающими.

Как формируется самооценка в младшем школьном возрасте.

Большое значение приобретает оценка успеваемости ребенка в учебе. То, насколько он прилежно себе ведет, как выполняет задания, насколько хорошо у него получается усваивать правила поведения в стенах школы, каким образом происходит его взаимодействие со сверстниками и преподавателями. Ребенок постоянно сравнивает себя со своими одноклассниками. Малышам обычно хочется быть похожими на остальных или даже стать лучше других, они тянутся к тому, кого считают более успешным.

От чего зависит самооценка в переходном возрасте.

Ребенок хочет чувствовать свою независимость. В среде сверстников начинает бороться за свое место, стремится занять высокую позицию в иерархии одноклассников и друзей. Кроме того, у подросшего ребенка на данном этапе происходит вырабатывание представлений не только о своей успешности в обществе, но и о собственной внешности. Появляется желание лучше себя узнать, иметь самоуважение. Ему крайне важно чувствовать свою принадлежность к группе.

Как формируется самооценка в период окончания школы и начала взрослой жизни.

В это время проявляет себя тот фундамент личности, который был усвоен за все предыдущие годы. Стереотипы мышления, шаблоны поведения, оценки ребенка и его поступков, достижений и неудач, озвученные родителями, окружением, сверстниками и другими значимыми взрослыми. К этому моменту человек обычно уже обладает определенными убеждениями о себе и воспринимает свою личность со знаком «-» или «+».

 

 

 

 

Что влияет на самооценку

 

Как было написано выше, на представления о себе оказывают непосредственное влияние реакции окружающих людей, структура мировоззрения, собственные размышления, восприятие мира и других людей, опыт общения с ровесниками и преподавателями в учебном учреждении, уровень образования членов семьи, а также наличие/отсутствие физических дефектов, заболеваний, травм. Чуть позже к этому добавляется влияние религии, социальных ролей, профессиональной реализованности и других факторов.

Важно упомянуть и о том, что влияет на самооценку в негативном плане:

  • Неопределенность в жизни. Сложно сформировать внутреннюю опору, когда жизненные обстоятельства ребенка (да и взрослого тоже) нестабильны. Человеку важно понимать, чего можно ждать дальше, в какую сторону нужно двигаться, уметь разбираться, чего ему на самом деле хочется.
  • Наличие отрицательного опыта. Много сменяющих друг друга неудач кого угодно заставят сомневаться в своих способностях. Отвержение значимого человека, плохие результаты на учебе или в хобби, публичное унижение становятся по-настоящему сложным испытанием.
  • Среди того, что влияет на самооценку негативно, особую роль играет токсичное окружение. Это особенность той социальной среды, в которой долгое время вынужден находиться взрослый, подросток или ребенок. Токсичными могут оказаться отношения с родными, любимым человеком, одноклассниками, коллегами, начальником.
  • «Оценочное» детство. Сложно иметь здоровую самооценку, если малыш вынужден развиваться в атмосфере постоянных завышенных ожиданий и требований, если он часто получал негативную критику от мамы и папы, прочих значимых взрослых, учителей. Если мнение окружающих о ребенке всегда было негативным, достаточно сложно вырасти самодостаточным и сформировать внутреннюю опору.

 

 

Очень важно научиться любить и ценить себя, не зависеть от оценок других людей и знать, чего вам по-настоящему хочется. Если вы испытываете эти и подобные трудности, стоит обратиться за помощью к специалисту. Хороший дипломированный психолог повысить самооценку сможет, конечно, не мгновенно. За несколько месяцев регулярных встреч вполне реально добиться положительного результата. Важен не только профессионализм консультанта, но и ваше искреннее желание работать над собой и выполнять все рекомендации.

 

 

СТАТЬИ ПО ТЕМЕ:

ВИДЫ САМООЦЕНКИ В ПСИХОЛОГИИ

ЭФФЕКТИВНЫЕ СПОСОБЫ ПОВЫСИТЬ САМООЦЕНКУ: СОВЕТЫ ПСИХОЛОГА

| |