5 стратегий поведения в конфликте

5 стратегий поведения в конфликте

 

На протяжении жизни каждому человеку приходится оказываться в конфликтных ситуациях. Кто-то успешно их преодолевает, чувствуя себя относительно комфортно. Для некоторых это становится настоящим испытанием, вызывает состояние стресса и необходимость получить помощь профессионального психолога для разрешения ситуации.

Важно отметить, что конфликтом принято называть столкновение потребностей, мотивов, мнений, планов, стремлений, интересов, взглядов, действий двух оппонентов или группы людей.

В данной статье вы познакомитесь с подробным описанием ключевых типов поведения в таких ситуациях. Они были выделены американскими учеными Джейн Моутон и Робертом Блейк.

 

 

5 стратегий поведения в конфликте

 

 

Избегание

Как видно по названию, человек избегает попыток разрешить ситуацию. Он может отказаться обсуждать определенную тему, полностью прервать общение или же просто покинуть помещение, в котором возникло противостояние интересов. Конечно, такое поведение никак не способствует прекращению столкновения. Взаимные противоречия не только никуда не исчезнут, а лишь начнут накапливаться и усиливаться. В итоге это может привести к крупной ссоре или даже концу отношений.

Не стоит использовать избегание в качестве стратегии поведения сторон конфликта, если оппонент – близкий человек, который для вас важен. При этом тактика окажется полезной в следующих случаях:

  • Когда ситуацию столкновения интересов вам навязывает кто-то извне, чтобы удовлетворить собственные потребности (к примеру, если торговец настойчиво предлагает вам ненужный товар, эффективнее будет отказаться от отстаивания своей точки зрения и завершить разговор).
  • Когда оппонент слишком агрессивен и возбужден, продолжение спора может быть опасным.
  • Когда вы чувствуете, что сейчас не в состоянии конструктивно общаться, можете сказать что-то резкое, о чем пожалеете, – логичнее отложить разговор.

 

Противостояние – соперничество

Проявление данной стратегии поведения в конфликте заключается в активном отстаивании своих интересов и игнорировании желаний собеседника. Такое поведение напоминает состязание, где невозможна победа обеих сторон, а выиграть может только тот, кто окажется более сильным.

В каких случаях такое поведение поможет:

  • Если причиной столкновения стало нечто существенное и принципиальное.
  • Если отношения с оппонентом не имеют для вас ценности.
  • Если вы убеждены, что можете одержать победу, имеете превосходство над соперником.

 

Приспособление

Обычно к этой стратегии поведения сторон конфликта прибегает тот, кто готов пожертвовать собственными интересами в угоду другому. На первый взгляд кажется, что это признание своей слабохарактерности и беспомощности, заведомый проигрыш. Однако в некоторых случаях так поступить будет гораздо мудрее, чем начинать полноценный спор:

  • Предмет столкновения не стоит ваших усилий, проще уступить.
  • Вы понимаете, что аргументы оппонента весомее или он все равно добьется желаемого.
  • Для соперника причина спора очень важна, вы готовы уступить, чтобы не портить отношения.

 

Компромисс

Использование такой стратегии поведения в конфликте предполагает проявление некоторой гибкости и готовность отказаться от части желаемого, чтобы достичь общих целей. Это некая промежуточная позиция, которая позволит частично удовлетворить интересы обеих сторон.

Чтобы так получилось, важна готовность всех участников спора к открытому диалогу и обсуждению имеющихся противоречий по существу, избегая обвинений и претензий. Проявление гибкости и готовность пожертвовать менее значимым в итоге позволяет обрести более значимое. Главное – желание договариваться и разделить победу.

 

Сотрудничество

Поведение заключается в поиске такой позиции, при которой будут полностью удовлетворены абсолютно все интересы каждой стороны. Это наиболее правильная тактика для того, как вести себя в конфликте, однако использовать ее на практике получается не очень часто. На это есть 2 причины:

  1. Споры порой бывают очень эмоциональными. Оппоненты высказывают взаимные претензии, обиды в нелицеприятной форме. Отрицательные эмоции мешают спокойному и уважительному диалогу.
  2. Иногда интересы сторон оказываются взаимоисключающими, угодить всем просто невозможно.

В некоторых ситуациях достигнуть сотрудничества может помочь прием психолога онлайн или очно. Специалист помогает проанализировать, какие интересы и цели есть у каждого участника ситуации (порой они только кажутся взаимоисключающими, а взгляд со стороны помогает это увидеть). Также вместе с консультантом можно научиться контролировать свои эмоции, говорить по существу и эффективно вести спор.

 

 

СТАТЬИ ПО ТЕМЕ:

СКОЛЬКО КОНСУЛЬТАЦИЙ ПСИХОЛОГА НУЖНО, ЧТОБЫ БЫЛ РЕЗУЛЬТАТ

КОНФИДЕНЦИАЛЬНОСТЬ В РАБОТЕ ПСИХОЛОГА

| |