Процесс консультирования – штука сложная, но очень интересная. Не всегда между специалистом и клиентом сразу появляется доверие, да и не может желание раскрыться перед незнакомым человеком возникнуть мгновенно. Ведь достаточно непросто решиться и рассказать о чем-то настолько личном, о чем вы, возможно, вообще никому никогда не говорили. Даже если в итоге это существенно улучшит прогресс и приведет вас к приятным изменениям в жизни.
При этом есть ряд вещей, которые не стоит озвучивать специалисту. В данной статье расскажу об этом подробнее.
Что нельзя говорить психологу
Лгать. Когда клиент намеренно искажает о себе какие-то факты, консультирование становится либо неэффективным, либо процесс сильно замедляется. Но ведь вы пришли за результатом, а не время скоротать! Конечно, вы совсем не обязаны рассказывать абсолютно обо всем. Должно пройти несколько сессий, чтобы появилось доверие и захотелось поделиться чем-то сокровенным. Однако специалисту важно понимать, когда начинают работать психологические защиты клиента. Если переживаете, что, узнав о вас что-то, он откажется работать с вами или осудит, обязательно скажите о данном страхе. Это положительно скажется на терапии.
Делать вид, что все сильно лучше или сильно хуже, чем на самом деле есть. Что не стоит говорить психологу, так это намеренно сгущать краски или притворяться, будто все отлично. Иногда клиент очень хочет похвастаться своим прогрессом или проделанной работой, поскольку ему жаль разочаровывать специалиста. Но в итоге это лишь растягивает процесс терапии во времени. А еще консультант окажется в недоумении, почему предложенный план и его столь хорошее исполнение не привели к необходимому результату.
Также человек может записаться к психологу онлайн либо очно, чтобы получить сочувствие или внимание. Такие клиенты иногда притворяются, что улучшений от работы нет, намеренно сгущая краски. Это не лучшим образом сказывается на процессе терапии. Консультант может подумать, что некомпетентен в данном случае либо может предложить более радикальные способы разрешения трудностей обратившегося за помощью.
Для любых изменений нужно время, но для эффективного оказания поддержки психологу очень важно быть в курсе реального положения дел.
Хвалить технику, которая на самом деле не помогла. Из того, что нельзя говорить психологу, данный пункт едва ли не самый главный. Арсенал опытного специалиста включает в себя массу самых разных методов и техник работы. Если клиенту не подошла одна из них, то всегда можно попробовать что-то иное и более действенное. К примеру, когда вам не понравилось домашнее задание и вы убеждены, что делать его не станете, просто честно об этом скажите. В процессе терапии вполне нормально вместе с консультантом подбирать то, что подойдет именно вам. При этом желание отвергать все предложенные специалистом техники и методы может говорить о сопротивлении самой работе и изменениям. Это прекрасный материал для обсуждения.
Перечисленное выше достаточно серьезно отражается на процессе терапии и об этом стоит знать перед тем, как записаться к психологу онлайн либо очно. Со специалистом в целом стоит быть настолько честным, насколько лично вам комфортно, поскольку все опытные консультанты работают конфиденциально.
Нормально не хотеть говорить о каких-то слишком личных вещах, особенно если они совсем не связаны с проблемой, которая привела вас на консультацию. Но если вам в целом не хочется чем-то делиться и доверительных отношений не сложилось даже спустя несколько сессий, это повод открыто об этом сообщить и, возможно, даже сменить специалиста.
СТАТЬИ ПО ТЕМЕ:
Конфиденциальность в работе психолога