С манипуляциями в общении нам приходится сталкиваться ежедневно при контактировании с незнакомыми людьми, друзьями, членами семьи, коллегами. Каждый хоть раз в жизни ощущал на себе такое воздействие.
Психологические манипуляции называют самым распространенным видом общения. Их суть в воздействии на человека путем контроля его чувств и поведения.
В процессе манипулирования есть две стороны: объект (тот, кем управляют) и субъект (непосредственный манипулятор).
О том, что на него оказывается психологическое воздействие, объект часто и не догадывается (иногда для этого нужен дипломированный психолог). Манипуляции могут использоваться как с положительной целью, так и с целью деморализовать человека (или даже группу лиц).
Психологические манипуляции в общении: виды
Типология управления основывается на том, что манипулятор, опираясь на свои сильные стороны, использует слабости объекта. Не подозревая о том, в какой игре участвует, человек уверен, что контролирует свое поведение сам. Однако в итоге выгоду от поступков объекта получает манипулятор. Он буквально управляет сознанием индивида, используя в своих целях эмоции и желания своей жертвы. Как правило, само манипулирование осуществляется через донесение до объекта искаженной информации в нужный момент.
Виды психологического воздействия можно разделить на второстепенные и основные.
Второстепенные состоят из:
- поведенческого воздействия (управление при помощи поступков, ситуаций, действий);
- коммуникационного воздействия (управление при помощи речи – во время спора, разговора).
Основные состоят из:
- неосознанных манипуляций (конечная цель до конца не ясна даже манипулятору);
- осознанных (манипулятор четко знает, какой результат ему нужен).
СТАТЬИ ПО ТЕМЕ:
Как понять, что на вас оказывают психологическое воздействие