Любая конфликтная ситуация возникает из-за противоречий между двумя собеседниками или группой людей. Не совпасть могут, например, потребности, интересы, мотивы, мнения, планы, действия. Столкновение не всегда заканчивается мирно. Порой спор кажется неразрешимым, что приводит к ухудшению отношений или даже полному их прекращению. В некоторых случаях необходима очная или онлайн сессия с психологом, чтобы проработать ситуацию, отпустить ее и жить дальше
Есть несколько простых правил, которые можно использовать при ссоре. Им будет посвящена сегодняшняя статья. Пункты, перечисленные ниже, универсальны. Они подойдут абсолютно к любому столкновению, будь то ссора с вашим ребенком, с любимым партнером, чрезмерно строгим начальником, наглым соседом или обычным хамом на улице – с кем угодно.
Как вести себя в конфликте (рекомендации психолога)
- Проявляйте к оппоненту уважение
Постарайтесь контролировать интонацию своего голоса и избегать резких высказываний, особенно если они касаются личности собеседника. Даже когда человек разговаривает с вами неуважительно, следите за своим тоном – это в итоге даст хороший шанс закончить ссору конструктивно. Благополучного исхода точно не случится, если вы будете отвечать агрессией на агрессию.
- Демонстрируйте интерес к тому, о чем говорит собеседник
В том, как решить конфликт психологически грамотно, это имеет огромное значение. Каким бы бессмысленным и скучным вам ни казалось произнесенное, попытайтесь понять эмоции и логику оппонента. Видя вашу заинтересованность в его точке зрения, он охотнее пойдет на поиск общего решения.
- Позвольте собеседнику высказаться
Слушайте внимательно и спокойно. Не перебивайте его и терпеливо подождите, пока мысль будет полностью закончена. Порой, не зная, как вести себя в конфликте правильно, люди торопятся доказать свою правоту, не давая другой стороне спора даже озвучить свое мнение. Вспомните, что вы чувствуете, когда вас перебивают. Обычно это раздражение, которое никак не способствует конструктивному диалогу. Проявив терпение, вы позволите собеседнику выпустить пар и сможете точнее понять, в чем различия ваших точек зрения.
- Будьте честны и открыты
Недосказанность и отстраненность способны усугубить любую ссору. Если хотите эффективно разрешить спор и сделать это психологически грамотно, не стоит врать собеседнику и утаивать важную информацию.
- Предложите сотрудничество по выходу из ситуации
Подробнее об этом можно прочитать в статье про стратегии поведения в конфликте. Очень действенными обычно оказываются фразы вроде: «Давайте найдем способ решить эту проблему вместе». Слыша нечто подобное, человек с высокой вероятностью захочет попробовать преодолеть разобщенность между вами, которая появилась из-за столкновения интересов.
- Покажите, что уверены в своих силах
Если собеседник увидит, что вы неуверенны в себе, скорее всего это будет расценено как слабость либо как подтверждение его правоты. Он не только откажется вместе искать решение, которое устроит обоих, но и начнет сильнее давить на вас. Именно поэтому важно продемонстрировать, что вы не сомневаетесь в своих силах, даже когда на самом деле это совсем не так. Если с этим возникают трудности, может понадобиться помощь профессионального психолога и работа над самооценкой.
- Найдите то, что вас объединяет
Урегулировать столкновение интересов можно только при желании обеих сторон сотрудничать. Очень важно прекратить ругаться и начать искать даже незначительные пункты, в которых ваши взгляды схожи. Наверняка ваши мнения хоть в чем-то будут совпадать, осталось только озвучить свои предположения и выяснить, в чем именно.
- Сосредоточьтесь на поиске компромисса
Взаимовыгодные договоренности играют важнейшую роль в том, как решить конфликт. Будьте готовы к тому, что от какой-то части своих требований придется отказаться и вам, и оппоненту. Однако это позволит не только прекратить ссору, но и избежать ухудшения отношений.
- Откажитесь от поиска виноватых
Лучший способ превратить небольшое столкновение в длительное ожесточенное противостояние – обвинить в сложившейся ситуации своего оппонента и даже не пытаться понять его точку зрения. В том, как вести себя в конфликте психологически грамотно, крайне важно избегать любых обвинений, даже если вы действительно убеждены, что все случилось по вине собеседника.
- Табу на оскорбления
Постарайтесь не нападать на оппонента и не отвечать, если он намеренно оскорбляет вас. В противном случае вы упустите возможность заняться поиском компромисса, а ссора перерастет в банальный скандал. После того, как устраивающее обоих решение будет найдено, можно отдельно обсудить слова, которые вас задели. Если по какой-то причине вам сложно контролировать свои эмоции, поможет консультация психолога по телефону или в любом другом формате.
- Не забывайте о правилах делового общения
Говорите вежливо, не торопитесь. Постарайтесь не отвлекаться на темы, не относящиеся к предмету спора. Озвучивайте мысли лаконично и только по существу. Не реагируйте на попытки оппонента вывести вас из себя. Предлагайте руководствоваться логикой и вместе разобраться в происходящем. Помните, что любая ваша попытка говорить эмоционально и грубо станет препятствием к тому, как решить конфликт конструктивно.
- Оставьте собеседнику возможность «сохранить лицо»
Даже если очевидно, что он оказался полностью не прав, не акцентируйте на этом внимание. Можете мягко подвести его к осознанию полунамеками, но не указывайте на это прямо. Причина в том, что многим людям сложно признавать свои ошибки, особенно если озвучить их в резкой форме. Они сделают все, чтобы этого не делать.
Перечисленные в статье рекомендации о том, как вести себя в конфликте, универсальны и применимы в большинстве случаев. Однако важно иметь в виду, что не во всякой ссоре есть смысл разбираться. Иногда проще «пройти мимо» и не связываться (например, когда вы видите, что точно не сможете договориться или предмет спора/отношения с человеком для вас не имеют ценности). Бывают и столкновения, в которых вам по определенным причинам важно «поставить на место» собеседника, даже если ценой этого будет пожизненная конфронтация.
СТАТЬИ ПО ТЕМЕ: